Новое
в системе дошкольного
образования
Модернизация системы образования предполагает
изменения не только школьного, но и дошкольного образования. Сегодня в обществе
идет становление новой системы дошкольного образования. Начиная с 1 сентября 2011 года все первоклассники начали обучаться по
федеральному государственному
образовательному стандарту нового
поколения. Для системы дошкольного образования разработаны
федеральные государственные требования (ФГТ).
В
настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях района идет
подготовительная работа по переходу
образовательной деятельности по федеральным
государственным требованиям. На
российском уровне разработаны примерные программы и методические программы по
внедрению и сопровождению перехода
на федеральные государственные требования.
Федеральные
государственные требования устанавливают
принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных
общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции
образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному
принципу. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и
тематического планирования.
Стандарт дошкольного образования отличается от
стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Игровой
деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая
роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично
развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение
между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги
решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
В современной практике дошкольного образования
методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие
наши дошкольные учреждения используют ее.
Образовательные области, выделенные в федеральных государственных требованиях:
здоровье,
физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной
литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
Определенная
работа по переходу дошкольного образования на
федеральные государственные требования
проводится и в нашем районе. Были
проведены районные методические
объединения для заведующих и для
воспитателей по темам «Перспективы
развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных
требований», «Процессы
воспитания и обучения в соответствии с ФГТ».
В дошкольных образовательных
учреждениях района проводятся педсоветы
по темам «Организация и планирование образовательного
процесса в соответствии с ФГТ»,
«Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГТ».
Также была организована работа по повышению
квалификации заведующих и воспитателей
с 26 по 31 марта 2012 года. Институтом
развития образования Республики Башкортостан проведены
выездные курсы по темам «Управление
современным ДОУ», «Содержание психолого-педагогической работы в ДОУ в свете требований ФГТ». Курсовой подготовкой было охвачено 80
педагогов. В ходе данных мероприятий были организованы лекционные
и семинарские занятия, работа
проблемных групп, открытые показательные
занятия на базе МАДОУ ЦРР - д/с №7 с. Буздяк. Воспитатели Фаткуллина Г.Ш. и Галимова Ш.Р. показали интегрированные занятия, разработанные с учетом федеральных государственных
требований.
По
завершению курсов все педагоги выполнили проектные работы и успешно их
защитили.
Введение
федеральных государственных требований
связано с тем, чтобы обеспечить
каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Перспектива
реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные
изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему
«общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного
образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это
означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается
не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.